Программа дополнительного образования «Очумелые ручки»
Работа кружка «Умелые ручки» призвана решать следующие задачи:
- Способствовать выработке навыков работы с различными материалами. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
- Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе. Развивать твёрдость рук, технические навыки.
- Формировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения.
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Совершенствовать навыки и умения работы с материалами различного происхождения, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность:
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Организация деятельности:
В кружок «Оч`Умелые ручки» зачисляются дети, посещающие МКДОУ «Детский сад с. Макарово»» старшей разновозрастной группы «Почемучки».
Занятия проводятся во вторую половину дня, длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 20 – 25 минут).
Кружок работает в течение учебного года (конец сентября – начало мая), один раз в неделю. Количество детей, посещающих кружок «Оч`Умелые ручки»» – 6-10 человек.
Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Благодаря заданной игровой мотивации происходит непосредственное объединение детей для совместной деятельности.
Материальное оснащение занятий кружка «Оч`Умелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы занятий:
типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков,
- самостоятельное изготовление конкретного изделия,
- учебная игра,
- организация выставок,
- экскурсии.
В программу кружка «Оч`Умелые ручки» входит ряд разделов:
- Работа с бумагой, салфетками и картоном
- Работа с тканью и нитью, ватными палочками и ватными дисками
- Работа с природным материалом
- Работа с бросовым материалом
- Лепка из пластического материала (пластилин, солёное тесто, глина, песок).
Используемые техники в работе с различными материалами:
- Пластилинография
- Плоская аппликация
- Обрывная аппликация
- Накладная аппликация
- Модульная аппликация (мозаика)
- Симметричная аппликация
- Торцевание
- Коллаж
- Аппликация из салфеток
- Гофрированная бумага
- Аппликация из ткани
- Аппликация из крупы
- Аппликация из засушенных растений
В начале учебного года организовывать ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводить фото выставки детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично-поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
Программа занятий
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа кружка построена “от простого к сложному».
Актуальность
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: «…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ, подходы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Создавая программу кружка «Оч`Умелые ручки» перед собой поставила цели и задачи.
Основные цели работы кружка:
- Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Вовлекать детей в активную творческую деятельность.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника