Программа дополнительного образования «Очумелые ручки»

Работа кружка «Умелые ручки» призвана решать следующие задачи:

  • Способствовать выработке навыков работы с различными материалами. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
  • Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе. Развивать твёрдость рук, технические навыки.
  • Формировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения.
  • Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Совершенствовать навыки и умения работы с материалами различного происхождения, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество.

Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.


Воспитывающая и развивающая направленность:

  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Организация деятельности:

В кружок «Оч`Умелые ручки» зачисляются дети, посещающие МКДОУ «Детский  сад с. Макарово»» старшей разновозрастной  группы  «Почемучки».

Занятия проводятся во вторую половину дня, длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 20 – 25 минут).

Кружок работает в течение учебного года (конец сентября – начало мая), один раз в неделю. Количество детей, посещающих кружок «Оч`Умелые ручки»» –  6-10 человек.  

Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.

Благодаря заданной игровой мотивации происходит непосредственное объединение детей для совместной деятельности.

Материальное оснащение занятий кружка «Оч`Умелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы  занятий:

     типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),

  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков,
  • самостоятельное изготовление конкретного изделия,
  • учебная игра,
  • организация выставок,
  • экскурсии.

В программу кружка «Оч`Умелые ручки» входит ряд разделов:

- Работа с бумагой, салфетками и картоном

- Работа с тканью и нитью, ватными палочками и ватными дисками

- Работа с природным материалом

- Работа с бросовым материалом

- Лепка из пластического материала (пластилин, солёное тесто, глина, песок).

Используемые техники в работе с различными материалами:

  • Пластилинография
  • Плоская аппликация
  • Обрывная аппликация
  • Накладная аппликация
  • Модульная аппликация (мозаика)
  • Симметричная аппликация
  • Торцевание
  • Коллаж
  • Аппликация из салфеток
  • Гофрированная бумага
  • Аппликация из ткани
  • Аппликация из крупы
  • Аппликация из засушенных растений

В начале учебного года организовывать ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводить фото выставки детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично-поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  • Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем;

Программа занятий

  Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Программа кружка построена “от простого к сложному».

Актуальность

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: «…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ, подходы.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Создавая программу кружка «Оч`Умелые ручки» перед собой поставила цели и задачи.

Основные цели работы кружка:

  • Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Вовлекать детей в активную творческую деятельность.
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie